Паломник в Питере

Правила Святого Вселенского Четвертого Собора 451 г., Халкидонского

Правило 1.

От святых отцов, на каждом Соборе, доныне изложенные правила соблюдати признали мы справедливым.


Правило 2.

Аще который Епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит Епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во иконома, ели евдика[1], или парамонария[2], или вообще в какую-либо Церковную должность, ради гнусного прибытка своего: таковый быв обличен, яко на сие покусился, да будет подвержен лишению собственной степени: и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством: но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги. Аще же явится кто и посредствующим в толико гнусном и беззаконном мздоприятии: то и сей, аще есть из клира, да будет низвержен со своей степени: аще же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме.


Правило 3.

Дошло до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытка, берут на откуп чужие имения, и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святой и великий Собор, чтобы впредь никто, ни Епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал: разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или Епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах, и вдовах беспомощных, и о лицах которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступили сие определение: таковый да будет подвергнут Церковному наказанию.


Правило 4.

Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостоиваются приличные чести. Но поелику некоторые, для вида употребляя одежду монашескую, расстроивают Церкви и гражданские дела, по произволу ходя по градам, и даже монастыри сами для себя составляти покушаются: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал, и не основывал монастыря, или молитвенного дома, без соизволения Епископа града. Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у Епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в Церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено Епископом града, по необходимой надобности. Да не приемлется также в монастырях в монашество никакой раб, без воли господина его. Преступающему же сие наше определение, определили мы быти чуждым общения Церковного, да не хулится имя Божие. Впрочем Епископу града надлежит имети о монастырях должное попечение.


Правило 5.

О Епископах, или клириках, преходящих из града во град, рассуждено, чтобы положенные Святыми отцами правила пребывали во своей силе.


Правило 6.

Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень Церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к Церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точного назначения, святой Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их.


Правило 7.

Вчиненным единожды в клир, и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме.


Правило 8.

Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических, да пребывают, по преданию Святых отцов, под властию Епископов каждого града, и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего Епископа. А дерзающие нарушати сие постановление, каким бы то ни было образом, и неподчиняющиеся своему Епископу, аще будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам: аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения Церковного.


Правило 9.

Аще который клирик с клириком же имеет судное дело, да не оставляет своего Епископа, и да не пребегает к светским судилищам. Но сперва да производит свое дело у своего Епископа или, по изволению того же Епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки сему поступит: да подлежит наказаниям по правилам. Аще же клирик со своим, или со иным Епископом имеет судное дело: да судится в областном Соборе. Аще же на Митрополита области Епископ, или клирик имеет неудовольствие: да обращается, или к Экзарху великия области, или к престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится.


Правило 10.

Не дозволяется клирику в одно и тожде время числитися в Церквах двух градов, сиречь в той, в которой он начально рукоположен, и в той, к которой перешел, яко большей, из желания суетной славы. Творящих же сие возвращати к собственной их Церкви, к которой начально рукоположены, и там токмо им служити. Аще же кто от одной Церкви в другую преведен: таковый да не имеет никакого участия в принадлежащем прежней Церкви, как-то, в зависящих от нее мученических храмах, или в богадельнях или в странноприимных домах. А дерзающих, после определения сего великого и Вселенского собора, делати что-либо ныне воспрещаемое, святой Собор определил низлагати с их степени.


Правило 11.

Всем убогим, и вспоможения требующим, определили мы, по удостоверении в их бедности, ходити с мирными токмо церковными письмами, а не с представительными грамотами. Понеже представительные грамоты надлежит давати токмо лицам, находящимся под сомнением.


Правило 12.

Дошло до нас яко некие, вопреки Церковным постановлениям, прибегнув ко властям, посредством прагматических грамот, единую область на две рассекли, яко быти от сего во единой области двум Митрополитам. Посему определил святой Собор, да ничто таковое творити впредь не дерзает Епископ. Ибо покусившийся на то низвержен будет со своей степени. Град же, который по Царским грамотам почтен именованием Митрополии, единою честию да довольствуется, так как и Епископ управляющий его Церковию, с сохранением собственных прав истинной Митрополии.


Правило 13.

Клирикам чужим и незнаемым в другом граде, без представительной грамоты собственного их Епископа, отнюдь нигде не служити.


Правило 14.

Понеже в некоторых Епархиях позволено чтецам и певцам вступати в брак: то определил святой Собор, чтобы никому из них не было позволено брати себе в жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с Кафолическою Церковию: а не крестившие не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, или Иудеем, или язычником: разве в таком томко случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святого Собора: тот да подлежит епитимии по правилам.


Правило 15.

В диакониссы поставляти жену, не прежде четыредесяти лет возраста, и притом по тщательном испытании. Аще же приявши рукоположение, и пребывши некоторое время в служении, вступит в брак: таковая, как оскорбившая благодать Божию, да будет предана анафеме, вместе с тем, кто совокупился с нею.


Правило 16.

Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующим, не позволяется вступати в брак. Аще же обретутся творящии сие: да будут лишены общения Церковного. Впрочем определили мы местному Епископу имети полную власть в оказании таковым человеколюбия.


Правило 17.

По каждой епархии, в селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными Епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, бесспорно имели оные в своем ведении и управлении. Аще же не далее тридесяти лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающим себя обиженными, начати о том дело пред областным Собором. Аще же кто будет обижен от своего Митрополита: да судится пред Экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку.


Правило 18.

Соумышление, или составление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в Церкви Божией, дабы сего не было. Аще убо некие из клира, или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строющими ковы Епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своей степени.


Правило 19.

Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает установленных правилами, Соборов Епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении. Посему определил святой Собор, согласно с правилами Святых отцов, чтобы в каждой области Епископы дважды в году собиралися воедино, где назначит Епископ Митрополии, и исправляли все, что откроется. А Епископам, которые не приидут на Собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно сказати слово прещения.


Правило 20.

Клирикам, определенным к Церкви, не позволительно, как уже мы постановили, определятися к Церкви иного града: но должны быти довольными тою, в которой начально удостоены служения, за исключением тех токмо, кои, лишась отечества своего, по нужде прешли в другую Церковь. Аще же который Епископ, после определения сего, приимет клирика принадлежащего другому Епископу: то суждено нами быти вне общения церковного и приятому, и приявшему, доколе перешедший клирик не возвратится во свою Церковь.


Правило 21.

От клириков, или мирян, доносящих на Епископов, или на клириков, не принимати доноса просто и без исследования: но предварительно изведывати общественное о них мнение.


Правило 22.

Не позволяется клирикалам, по смерти своего Епископа, расхищати вещи ему принадлежавшие, как сие воспрещено и древними правилами[3]. Творящии же сие подвергаются опасности низложенными быти со своей степени.


Правило 23.

Дошло до слуха святого Собора, что некоторые из клира и монашествующие, не имея никаких поручений от своего Епископа, а иные, даже быв отлучены им от общения церковного, приходят в царствующий град Константинополь, и в оном долго жительствуют, творя смятения, и нарушая церковное устройство, и даже домы некоторых расстроивают. Того ради определил святый Собор: во-первых, посредством екдика святейшия Константинопольския Церкви, напоминати им, да удалятся из царствующего града. Аще же бесстыдно продолжати будут те же дела: то удаляти их из оного и неволею, посредством того же екдика, и возвращати к своим местам.


Правило 24.

Единожды освященным, по изволению Епископа, монастырям пребывати монастырями навсегда: принадлежащие им вещи сохраняти, и впредь не быти оным мирскими жилищами. Попускающие же сему быти, да подлежат наказаниям по правилам.


Правило 25.

Поелику некоторые Митрополиты, якоже нам соделалось гласным, небрегут о вверенных им паствах, и отлагают поставление Епископов: того ради определил святой Собор, чтобы поставления Епископов совершаемы были в продолжении трех месяцев: разве неизбежная нужда заставит продлити время отлагательства. Не творящий сего подлежит церковной епитимии. Между тем доходы вдовствующие Церкви да сохраняются в целости икономом ее.


Правило 26.

Поелику в некоторых Церквах, якоже нам соделалось гласным, Епископы управляют церковным имуществом без икономов: того ради рассуждено всякой Церкви, имеющей Епископа, имети из собственного клира иконома, который бы распоряжал церковным имуществом, по воле своего Епископа: дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ее имущество, и дабы не падало нарекание на Священство. Аще же кто сего не учинит: таковый повинен Божественным правилам.


Правило 27.

Похищающих жен для супружества или содействующих, или соизволяющих похитителям, святой Собор определил: аще будут клирики, низлагати со степени их: аще же миряне, предавати анафеме.


Правило 28.

Во всем последуя определениям Святых отцов, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти Боголюбезнейших Епископов, бывших в Соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и поставляем о преимуществах святейшей Церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима Отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят Боголюбезнейшие Епископы, предоставили равные преимущества Святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив да град, получивший честь быти градом Царя и Синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет второй по нем. Посему токмо Митрополиты областей, Понтийские, Асийские и Фракийские, и такожде Епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшей Константинопольской Церкви: сиречь, каждый Митрополит вышепомянутых областей, с Епископами области, должны поставляти епархиальных Епископов, как предписано Божественными правилами. А самые Митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, Константинопольским Архиепископом, по учинении согласного, по обычаю, избрания, и по представлении ему оного.


Правило 29.

Епископа низводити на пресвитерский степень есть святотатство. Аще же некая праведная вина отстраняет его от Епископского действа: то не должен он занимати и пресвитерского места. Но аще без всякой вины отстранен от своего достоинства: то да будет восстановлен в достоинство Епископства.


Правило 30.

Поелику благоговейнейшие Епископы Египетские отложили в настоящее время, подписати послание святейшего Архиепископа Льва, не аки бы противяся Кафолической вере, но представляя существующий в Египетской области обычай, ничего такового не делати без соизволения и определения своего Архиепископа, и просят отсрочити им до поставления будуего Епископа великого града Александрии: того ради за праведное и человеколюбное дело признали мы, оставити их в своем сане в царствующем граде, и дати им срочное время до поставления Архиепископа великого града Александрии. Посему, пребывая в своем сане, или да представят поручителей, аще возможно им сие, или клятвенным обещанием да отвратят сомнение.

[1] Евдик значит заступник. Должность его была ходатайствовать пред начальствами и судами, по делам Церковным, за бедных и страждущих от несправедливости.
[2] Парамонарий значит приставник. Должность его была безотлучно находиться при священных местах, для охранения и для удобства приходящих. Из сего сокращено нынешнее имя: пономарь.
[3] Апост. прав. 40.

по материалам сайта: http://www.sedmitza.ru/


 
 
Hosted by uCoz