В
середине 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское
Село. Тогда же родилась идея строительства полкового храма для Конвоя
и Сводного полка Его Императорского Величества.
В конце 1908 года было принято решение о строительстве и Император
Николай II лично указал место для постройки храма: у северо-восточной
границы Александровского парка, на обширной поляне.
Величественный Феодоровский собор - главная доминанта
царскосельского "Феодоровского городка" (1909 - 1912),
казарм для полков царской охраны. Создание храма связано со стечением
ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села - летней резиденции
русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в Царском Селе
было более 30-ти приходских домовых церквей, здесь квартировали
несколько воинских частей. Особенную роль в царскосельском гарнизоне
занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная
охрана Императорской Семьи - Собственный Его Императорского Величества
конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный
полк, в котором служили лучшие воины русской армии собранные из
гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали
в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной
церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве
верующие православные люди, не раз обращались по начальству с просьбой
устроить собственный храм, "где воины могли бы почерпнуть в
молитвах и таинствах благодатные силы". Их благочестивое желание
нашло живой отклик у Николая II и его августейшей супруги Александры
Федоровны, известных своей ревностью к Богу и Православной Церкви.
Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж.
Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование
Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая
церковь св. Александра Невского, так как по причине болезни Императрица
Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная
церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский
и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев,
так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись
зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев
об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось
как нельзя кстати, и было с воодушевлением поддержано венценосными
супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора
на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом
и казармами Сводного полка и Конвоя. В самой идее создания Феодоровского
Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского
городка, отразилась стремление русской души Царя-Мученика иметь
хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге.
Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен
по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был
домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось,
что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных,
но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении
в течение всего периода строительства принимал активное участие
сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта.
Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей
- основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась
20 августа 1909 года.
Первоначальный проект академика архитектуры А. Н. Померанцева вскоре
после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и
был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному
решению собора. Проектирование было поручено архитектору В. А. Покровскому,
который принял за образец Московский Благовещенский собор в его
первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших
изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего
убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того
времени В. М. Васнецов, князь А. А. Ширинский-Шихматов, князь М.
С. Путятин, профессор Н. В. Покровский, граф А. А. Бобринский, А.
В. Прахов, А. В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших
и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915
г. возникло известное Общество возрождения художественной Руси.
Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 г., после чего к
нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный
фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность
архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов
с кровлями, украшенных шатриками. Были устроены невысокие помещения
для часовен, входов, ризниц. Это придало постройке вид менее строгий,
чем Благовещенский собор и сблизило его некоторыми церквами Псково-Новгородскими.
Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты,
а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Вынесенный
за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской
архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее
из двух церквей - верхней и нижней. Над его центральной частью,
квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на
круглом барабане. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница,
увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. Над Царским входом
в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена
мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял
собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым
орлом.
Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний
храм, который они посещали не раз в течение дня. Белоснежный собор
с золотым куполом и синими главками выделялся на зеленом фоне паркового
ландшафта.
20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской
иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. Интерьер верхней
церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью
круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью.
Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал пятиярусный
иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла
11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены
по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности
и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в.
Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его
не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого
роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона,
завитки.
По окончании строительных работ в октябре 1913 года возник вопрос
о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского.
По указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть
выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи на “Толчках” в Ярославле
и Храма Воскресения в Ростовском Кремле. Роспись Пещерного храма
была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым, Н.Пашковым
при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты пробы
росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и начавшейся
в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось.
В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование
и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился
помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов. Нижний, Пещерный,
храм был освящен 27 ноября 1912 года во имя преподобного Серафима
Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6
м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный
фресковой орнаментальной живописью, этот храм создавал совершенно
особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты. Для храма
было приобретено большое количество подлинной старины от московских
собирателей и коллекционеров.
Кроме самой церкви в нижнем храме было особое помещение - "царская
комната". Сводчатые потолки расписанные в древнерусском духе,
стены, обитые старинной набойкой и украшенные древними иконами в
басменных окладах древнего рисунка, с подвешенными под ними старинными
пеленами, лампадами и паникадилами, столы, скамьи, стулья и вся
утварь старинных образцов, - все это создавало полное подобие древнерусской
палаты времен первых царей Дома Романовых и переносило молящихся
в древнерусскую старину.
Над главным входом в храм расположено мозаичное панно с изображением
Феодоровской Божьей Матери и нескольких Святых в многоцветных одеяниях.
На восточной апсиде храма - мозаичный образ Господа Вседержителя,
сохранившийся до сих пор. Колонки и арка, обрамляющие двери, украшены
резными по камню рельефами.
В 1913 году собору было присвоено звание “Федоровский Государев
Собор”. Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка
и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне
допускались в собор по пригласительным билетам, иными словами надо
было получить специальное разрешение на его посещение.
В 1917 году грянула революция, отделение церкви от государства,
закрытие и разорение храмов. Федоровскому собору повезло: он не
был разрушен как многие другие храмы.
В 1922 году собор разорили, часть икон передали в различные музеи,
часть продали иностранным коллекционерам. Спустя 11 лет собор был
закрыт и обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов
и склад киноплёнки.
В 1934 году собор был закрыт. Старинные иконы были переданы в Русский
музей. Тогда же выяснилось, что многие иконы, считавшиеся древними,
оказались подделкой.
В 1941 - 1944 годах храм серьёзно пострадал от прямых попаданий
снарядов и бомб. К счастью, остов здания и несущие конструкции,
в большинстве своем сохранились. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный
институт устроил овощехранилище. В 1980-х годах трестом "Леноблреставрация"
был проведен большой объем общестроительных работ. Весной 1991 года
Феодоровский Государев собор передан Русской Православной церкви.
С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 29
августа 1996 года - в верхнем храмах. В 1995 году Феодоровский собор
включен в число объектов исторического и культурного наследия как
памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002 года, после
окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно
освящен.
В нескольких десятках метров к юго-западу от храма
16 июля 1993 года был открыт и освящен бюст Государя Императора
Николая II, работы петербургского скульптора В. В. Зайко
.
По материалам интернет-сайтов
www.someplaces.spb.ru и http://al-spbphoto.narod.ru/
Церковь Собственного Его
Величества сводного пехотного полка в честь Феодоровской иконы
Божией Матери.
Полковой праздник 23 марта.
1881 г. Марта 23. Для несения службы при Особе Государя Императора
сформирована команда от всех полков 1-й и 2-й Гвардейских
пехотных дивизий Гв. стрелковых батальонов и проч.; - впоследствии
команда была наименована - Сводно-Гвардейской ротой.
1883 г. Ноября 17. Рота развернута в батальон 4-х ротного
состава и названа Сводно-Гвардейским батальоном.
1907 г. Августа 17. Батальон переформирован и назван Собственный
Его Императорского Величества сводный пехотный полк.
Походная (при полку) церковь учреждена в 1907 году. Настоящий
красивый своими формами, куполом, главками и мозаикой храм
Собственного Его Величества сводного пехотного полка и конвоя
расположен на самом видном месте Царского Села. Первоначальный
проекте его был исполнен профессором А. Н. Померанцевым, который
после утверждения его приступил к работам и заложил фундамент.
Когда была представлена смета, то оказалось, что она значительно
превышает имеющие средства, и работа была приостановлена.
В 1910 году академик архитектуры В. А. Покровский сделал два
первоначальные эскиза ныне выстроенного храма, при чем внутренняя
архитектура его резко разнилась; на одном она была представлена
с четырьмя большими круглыми столбами, на другом - без них.
Высочайшего утверждения был удостоен первый. Новому строителю
пришлось считаться с подготовительными работами проф. Померанцева
и проектировать храм так, чтобы галереи и подъезды стали на
уже существующий фундамент.
В. А. Покровский справился со своей задачей и дал красивый
храм, по своим формам напоминающий отчасти Благовещенский
собор в Москве.
Освящен храм в Высочайшем присутствии 20 августа 1912 года,
а в конце того же года освящена и нижняя церковь сего же храма.
При полку - один штатный священник.
http://www.temples.ru/main.php?op=page&name=06102004092237(3of15)
|